Грант РФФИ 18-013-00832

«Влияние аккультурационных установок на социокультурную безопасность студентов»

Реализация данного проекта позволяет применить ключевую для деятельности Организации Объединенных Наций концепцию человеческого развития к процессам адаптации и аккультурации иностранных студентов, их взаимодействию с коренными российскими студентами. Социокультурная безопасность в исследовании понимается широко, как возможность развития человеческого потенциала в интернациональной студенческой группе. При этом в качестве основных переменных, помимо принадлежности испытуемых к той или иной социальной группе, выступают: его субъектность, как способность и возможность действовать самостоятельно, независимо, исходя из собственных ценностей; аккультурационные установки и показатели эффективности студентов (успешность адаптации к учебной деятельности, академическая успеваемость и др.).

Предлагаемый подход, в контексте учебной деятельности интернациональных коллективов, является достаточно новым и, в перспективе, исходя из уже имеющихся наработок в сфере человеческого развития (М.Хак, У.Кирдар, Д.Элсон, Р.Абторп, А.Маслоу, А.Гири, А.Сен, И.Ставерен), аккультурационных процессов (Дж.В.Берри, У.Ким, В.С. Кастро, М. Гордоно, Л.Хоукс, Х.Махмуд, К.Марш, У.Пионтковский, Дж.Р.Портер, Р.Е.Вашингтон, В.Сирл, К.Уард, А. Рана-Дейба, М.Винкельман) и развития субъектности личности (А. Н. Леонтьев, Л.С.Рубинштейн, Е.Н.Волкова, И.В.Дуденкова, А.Г.Асмолов, В.И. Слободчиков, СС.Кашлев, С.Н.Глазачев, И.Н.Серегина, Д. Шварц, Х.Р.Маркус, С.Китаяма,), при успешной реализации проекта может способствовать: повышению социокультурной безопасности участников образовательного процесса, более успешному и комфортному обучению в условиях поликультурных и полиэтнических учебных групп, осознанию роли субъектности и аккультурационных установок в учебном процессе, создать предпосылки к росту престижности российских вузов, и разработке методик по компенсации возможных социокультурных угроз.

Таким образом, в теоретическом плане будут расширены и углублены научные представления о социокультурной безопасности студентов и социально-психологических факторах успешности учебной деятельности в интернациональных коллективах.

В эмпирическом плане будет проведено исследование на выборке студентов дальнего зарубежья (студенты Анголы, Ирака, Сирии), ближнего зарубежья (студенты Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана), а также обучающихся из Северо-Кавказского федерального округа. На этой основе будут выявлены и проинтерпретированы взаимосвязи компонентов социокультурной безопасности, аккультурационных установок и показателей человеческого развития.

В практическом плане будет подобран и адаптирован комплекс диагностических методик, позволяющих оценить особенности адаптации студентов к учебному процессу с точки зрения социокультурной безопасности, перспектив взаимодействия этнических групп студентов и восприятия ими аспектов обучения в вузе. Результаты исследования будут представлены в серии статей по теме проекта в ведущих научных изданиях.