«Осознанная саморегуляция и совладающее поведение в условиях адаптации студентов к новой социокультурной среде: общие закономерности и кросскультурные особенности»
Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование
Основной задачей представленного проекта выступает: выявление кросскультурных различий осознанной саморегуляции, совладающего поведения, связь выявленных особенностей с результатами преодоления аккультурационного стресса в ситуации адаптации к новой социокультурной среде.
Научная значимость ожидаемых результатов исследования
Предполагаемая научная значимость ожидаемых результатов исследования заключается в углублении существующих научных представлений о кросскультурных особенностях осознанной саморегуляции, об опосредствующей роли осознанной саморегуляции в выборе оптимальных стратегий адаптации к новой социокультурной среде. Изучение кросскультурной специфики взаимосвязи регуляторных, мотивационных и личностно-диспозициональных особенностей обучающихся, представителей разных национальностей позволит приблизиться к пониманию продуктивных аспектов адаптационных процессов. Будут получены новые эмпирические данные о кросскультурных особенностях совладающего поведения, как осознанного процесса преодоления трудных жизненных ситуаций, опосредованных внутренним миром молодого человека, его активным построением модели окружающего мира. Результаты исследования будут представлять научную значимость для таких областей психологического знания как этническая психология, социальная, педагогическая и возрастная психология.
Реализация проекта позволила расширить научные представления о кросскультурных особенностях осознанной саморегуляции, об опосредствующей роли осознанной саморегуляции в выборе оптимальных стратегий адаптации к новой социокультурной среде, о кросскультурных особенностях совладающего поведения, как осознанного процесса преодоления трудных жизненных ситуаций, опосредованных внутренним миром молодого человека. В ходе выполнения проекта уточнен методический инструментарий для диагностики аккультурационного стресса студентов из разных стран. На поликультурной выборке в 315 человек проведена психометрическая оценка методики SACS (Strategic Approach to Coping Scale) S. E. Hobfoll для работы со студентами из разных стран.
Общую выборку составили студены Северо-Кавказского федерального университета – 1415 человек, из них: 508 студентов – представители стран ближнего зарубежья – Республик Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Кыргызстан, Монголия), Кавказских республик (Азербайджан, Южная Осетия, Абхазия, Грузия, Армения), Украины, Молдавии, Греции, Беларуси; 129 респондентов из стран дальнего зарубежья (Ангола, ЮАР, Замбия, Южный Судан, Африка, Коморские острова, Ирак, Сирия, Египет, Иран и др.). Российские студенты, в том числе из республик Северо-Кавказского федерального округа – 778 человек. По гендерному составу: 44% – представители женского пола, 56% – мужского. Исследование проводилось с помощью следующих методик: методика исследования адаптированности студентов в вузе Т.Н. Дубовицкой, А.В. Крыловой (2010); многошкальный опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ» (Моросанова, 2004); личностный опросник С. Хобфолла (1994) «SACS»; опросник аккультурационного стресса ASSIS (Hajara Mahmood, 2014); методика диагностики мотивации деятельности личности в юношеском возрасте (Ромусик, 2007). Обработка и анализ данных осуществлялись с применением современных методов многомерной статистики, среди которых: описательная статистика, корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный и регрессионный анализы.
Основные результаты. Впервые выявлены и описаны кросскультурные особенности осознанной саморегуляции и совладающего поведения. Сравнительный анализ сформированности регуляторных процессов у респондентов из дальнего, ближнего зарубежья и российских респондентов из республик СКФО, показал статистически значимые различия в показателях регуляторных процессов. Сравнительный анализ ситуационно-специфических вариантов копингов у российских и иностранных студентов показал, что по большинству видов копингов особенности реакции иностранных студентов, в целом, соответствуют реакциям российских студентов. Значимые различия установлены по пассивным копинг-стратегиям, которые выражены у студентов из дальнего зарубежья и асоциальным копингам, выраженным у российских студентов.
Полученные в исследовании данные подтверждают выдвинутое предположение о том, что адаптация к учебной деятельности и учебной группе опосредована не только индивидуально-психологическими особенностями (любопытство, легкое отношение к жизни, экстраверсия), аккультурационными установками на интеграцию и ассимиляцию, но и системой осознанной саморегуляции (показателями «оценивание результатов», «гибкость»), адаптивными вариантами копинг-стратегий (вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, ассертивные действия).
Выявлена закономерная взаимосвязь стилевых особенностей саморегуляции, совладающего поведения и переживания аккультурационного стресса. Так, для активных просоциальных копингов весьма важна развитость регуляторно-личностного показателя «гибкость». Чем более развиты такие показатели саморегуляция как «моделирования», «программирование», тем в меньшей степени студенты склонны к выбору асоциальных и дезадаптивных копингов. Установлены значимые различия по всем показателям переживания аккультурационного стресса иностранными и российскими иногородними студентами. Наиболее выражены показатели общего уровня переживания аккультурационного стресса отмечены у студентов из африканских и арабских стран. Студенты из данных стран наиболее остро переживают «воспринимаемую дискриминацию», «воспринимаемую враждебность». У российских студентов, в отличие от иностранных, общий уровень саморегуляции в большей степени связан с ассертивной моделью поведения, моделью, сочетающей в себе внутреннюю силу и вежливость к окружающим, способность достаточно корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, эффективно настаивать на своих правах.
На нескольких выборках иностранных студентов впервые выявлены индивидуально-типологические группы и построена регуляторно-личностная типология студентов, учитывающие различную степень выраженности аккультурационных установок, личностных диспозиций, показателей осознанной саморегуляции, копинг-стратегий, в которую вошли 5 типов: «пассивно-адаптивный»; «стрессово-неадаптивный»; «совладающе-неадаптивный»; «выражено неадаптивный»; «оптимально адаптивный».
Созданы структурные модели регуляторных, мотивационных и аккультурационных предикторов адаптации иностранных студентов. Получены новые данные о специальных регуляторно-личностных ресурсах адаптации. Так в адаптации к учебной деятельности неизменно значимым положительным предиктором выступает регуляторный показатель «оценка результатов», а адаптации к учебной группе – регуляторно-личностный показатель «гибкость». Аккультурационные установки на интеграцию и сепарацию выступили медиаторами в данной взаимосвязи. Влияние регуляторно-личностного показателя «гибкость» на успешность адаптации к учебной группе и учебной деятельности частично опосредуется аккультурационной установкой на интеграцию, а влияние регуляторного показателя «программирование» опосредуется аккультурационной установкой на сепарацию, снижая вероятность успешной адаптации. Новизна и значимость полученных данных состоит в том, что обнаружена и проанализирована реципрокная связь саморегуляции и аккультурационных установок в ситуации социокультурной адаптации. Благодаря использованию методологии медиаторного анализа в контексте исследования связей между регуляторно-личностными характеристиками и видами адаптации иностранных студентов можно выделить переменные, опосредствующие эффективности адаптации. На основе полученных данных разработаны методические рекомендации по психологическому сопровождению иностранных студентов для работы по оптимизации адаптации к новой социокультурной среде средствами осознанной саморегуляции и совладающего поведения.
Таким образом, в процессе реализации проекта были достигнуты поставленные цели. Результаты исследования были представлены на международных и всероссийских конференциях высокого уровня. Опубликовано 30 научных публикаций, из которых 3 в изданиях, индексированных в WoS и Scopus.