Грант РФФИ № 18-013-20058

«Проект организации V Международной научно-практической конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России»»

Стремительная смена технологического уклада и радикальные социальные преобразования привели к существенным изменениям как трудовой деятельности человека по ее содержанию, средствам, формам организации и условиям, так и жизнедеятельности в целом. В этих условиях проблема развития и использования личностного ресурса являются ключевой и актуальной для фундаментальных и прикладных исследований современной психологии труда, психологии личности, психологии саморегуляции.
В академической психологии сформировался ряд подходов, в которых на строго научной основе предложены эффективные методы изучения личностных ресурсов, субъектности и самодетерминации, активности и регуляции в условиях инновационных преобразований. Однако ознакомление с новейшими мировыми результатами фундаментальных и прикладных исследований, свободный обмен информацией и мнениями, позволят наметить новые подходы к решению таких важных для сегодняшней психологической науки и практики проблем как: механизмы «развертывания» ресурса субъекта труда, роль осознанной саморегуляции и совладающего поведения в управлении личностными изменениями, в условиях адаптации к динамично меняющимся условиям жизнедеятельности, в отношениях к неопределенности, изменениям и др. Среди ключевых подходов планируется рассмотреть кросскультурный подход.
Кросскультурный подход позволит сравнительно интерпретировать и понять особенности личностного потенциала субъекта труда, особенности саморегуляции, совладающего поведения, профессионального развития с точки зрения их детерминации социокультурными факторами, специфичными для каждой из сравниваемых этнокультурных общностей; рассмотреть вопросы социокультурной безопасность субъекта труда.
Планируется обсуждение вопросов о трансформационных процессах в сфере труда в контексте перехода Российского общества к постиндустриальному, информационному обществу, о современных вариативных и инвариантных требованиях, предъявляемых к современному специалисту как личности и как субъекту деятельности, об основных направлениях и механизмах реализации, воспроизводства и управления его потенциалом в современных условиях.
Обсуждения проблем будет проходить на методологическом, теоретическом и прикладном уровнях. Методологический уровень позволит обосновать преимущества и возможные недостатки ряда научных подходов к исследованию обозначенных проблем, надежность исследовательских методов в проверке научных гипотез. Теоретический уровень предусматривает теоретическое рассмотрение проблем через призму конкретного психологического направления: психологии труда, психологии личности, психологии саморегуляции. Осознанная саморегуляция человека будет рассмотрена как метасистема когнитивных и личностных ресурсов достижения учебных и профессиональных целей.
Прикладной уровень предполагает обсуждение сложившегося отечественного и зарубежного опыта психологической помощи субъекту труда, обсуждение основных линий возможного приложения полученного знания в практику психологического консультирования, определения стратегий работы психологических служб, консультативных центров в решении представленных задач. Также прикладное значение конференции заключается в активизации научного и практического взаимодействия между специалистами, молодыми учеными, аспирантами и студентами, занятыми поиском, развитием и реализацией личностного ресурса субъекта труда, в выработке новых подходов к решению задач, связанных с психологическим сопровождением профессионально-личностного развития субъекта деятельности.
Проект по своему замыслу выступает площадкой для обсуждения результатов исследований инициативных научных проектов, поддержанных Фондом: проект № 17-06-00804 «Осознанная саморегуляция и совладающее поведение в условиях адаптации студентов к новой социокультурной среде: общие закономерности и кросскультурные различия», проект 18-013-00832 «Влияние аккультурационных установок на социокультурную безопасность», проект № 17-36-0037 «Осознанная саморегуляция учебной деятельности как психологический ресурс устойчивости академической успеваемости и субъективного благополучия учащихся при переходе из начальной в основную школу» и другие.
Отдельные элементы указанных проектов перекликаются с ведущимися в России и мире исследованиями проблемы ресурса потенциального и реального субъекта труда. По результатам работы конференции будет опубликован сборник статей и тезисов выступлений.