К моменту поступления в вуз студенты уже умеют учиться, как говорил Д’Артаньян: «Мне не нужны академии, любой гасконец с детства академик».
И все же, вуз — это не школа, Вам могут потребоваться новые навыки: умение работать с литературой и конспектировать лекции, лучше запоминать, выбрать лучшую тактику подготовки к экзамену и лучшую тактику ответа на устном экзамене.
При этом можно качественно улучшить свое обучение, за счет умения выделять главное. Второй путь — количественный за счет увеличения скорости чтения и конспектирования.
1. Прокачка навыков работы с текстом
Проверь себя, прочитай текст и убедись, насколько хорошо ты его воспринял:
Советская Россия, 1988
30 декабря.
ФЕМИДА С СИНЯКОМ
Почему канадским женщинам нужны убежища от собственных мужей
Услышав впервые о том, что в Канаде есть специальные приюты, где избитые жены могут скрываться от разбушевавшихся мужей, я, помню, удивилась самому факту их существования. Конечно, разные встречаются семьи и не всегда благоприятно для обеих сторон складываются семейные отношения. Но не до такой же степени!
С точки зрения официального положения женщин, Канада производит впечатление благополучной страны. Здесь активно действует женское движение, добившееся, правда, лишь в 1982 году, включения в конституцию страны статьи о равноправии полов. Женщины составляют 40 процентов рабочей силы Канада, причем их доля в производстве постоянно возрастает. Заметны успехи в политической жизни: в составе кабинета министров в настоящее время пять постов занято представительницами «слабого” пола, не считая специальной должности министра, ответственного за положение женщин. В ходе недавних выборов в парламент 29 женщин стали его членами. Это рекордная цифра за всю историю страны.
Но есть и статистика иного рода: каждая десятая женщина Канады становится объектом рукоприкладства. Причем вероятность нападения на них дома в се» раз выше, чем на улице. Исследования показали также, что избиение мужьями случается в пять раз чаще в семьях с низшим уровнем доходов. 25 процентов жертв семейных ссор нуждаются в медицинской помощи. И лишь. один из 250 мужчин, терроризирующих своих жен, предстает перед судом.
У нас небольшой восьми комнатный дом, рассказывает Тоби Брукс, член правления одного из таких приютов Оттавы. Адрес его мы держим в тайне. Женщины узнают его через телефон доверия. Это делается для того, чтобы разъяренный муж не нашел жену. Только тогда наши клиентки чувствуют себя здесь в безопасности. Обычно они приходят с детьми, поэтому мы гложем обслужить не больше 100 женщин в год. Это раза в четыре меньше, чем требуется. Тех, кто в состоянии оплатить свое пребывание у нас, мы просим это делать из расчета месячного дохода. Если приходят пострадавшие из бедных семей мы снижаем плату. К сожалению, эта болезнь поразила все слои общества. У нас побывали и жены членов парламента, и жены университетских профессоров. Обычно женщины остаются у нас три-четыре месяца, пока не решат, что им дальше делать: возвращаться домой, обращаться в суд или начать вести независимую жизнь. Но большинство приютов могут предоставить убежище лишь на две-три недели.
Первое заведение такого рода, созданное усилиями феминистских организаций, появилось в Канаде в 1976 году. Сейчас их насчитывают в стране несколько сотен, но они все еще не в состоянии удовлетворить существующий «спрос».
Как же получилось, что в современном, выходцем в число наиболее развитых, государстве отношения между мужчиной и женщиной с каждым годом все более ожесточаются?
В первую очередь, это вызвано привилегиями, которыми фактически обладают мужчины в канадском обществе, считает Тоби Брукс. Некоторые из нас могут занимать высокие государственные посты, но это не избавляет канадок от положения граждан второго сорта. Нас признали людьми всего 52 года назад. Женщины до сих пор зарабатывают лишь 60 процентов зарплаты мужчин. У них, как правило, низкая квалификация, и это обрекает большинство на малооплачиваемый и непрестижный труд, лишает реальных перспектив для профессионального роста. Боязнь остаться без средств к существованию одна из основных причин, вынуждающих женщин мириться с грубостью мужчин.
Где же выход? Проблема давно ждет своего решения, и, возможно, оно кроется в ограничении «традиционных драв мужчин», усилений судебной ответственности за избиение жен. Правда, а этом случае ставится под вопрос один из важнейших социальных институтов канадского общества. Сейчас, если женщина, чувствуя надвигающуюся грозу, обратится в полицию, ей скажут: вмешаться власти могут только после совершения преступления. Однако даже если виновник предстанет наконец перед судом — случай сам по себе крайне редкий, — то наказание его ждет символическое: от шести месяцев до года домашнего ареста.
Показательным в этом плане стал состоявшийся осенью этого года судебный процесс над Кирби Инвудом, избившим жену и ребенка. Общественный резонанс, который получил этот скандал, был беспрецедентным. Однако сенсацией явилось не само преступление, а советское происхождение пострадавшей. Ленинградка Татьяна Сидорова, выйдя замуж за канадского гражданина, приехала с годовалым сыном в Торонто. На девятый день своего пребывания в Канаде она оказалась с ребенком в приюте для избитых жен. Он бил меня, как дикое животное, как зверь, давала она в суде показания. Избивал кулаками, ногами, пытался душить и выгнал из дома. Плачущего годовалого Мишу пьяный Инвуд дважды бросал, жестоко избивал и, пытаясь «успокоить», окунал в холодную воду.
После нескольких месяцев разбирательства, опроса еще пяти женщин, твердивших, что Инвуд к ним применял методы насилия, суд приговорил последнего … к 30 дням тюрьмы «за избиение беспомощного и беззащитного ребенка».
Решение суда вызвало целую волну протестов. Однако судья Гордон Харкборн отверг нападки тех, кто счел приговор слишком мягким:
Я не собираюсь делать Инвуда козлом отпущения за всех избиваемых женщин.
Это заявление обошло многие издания. Столичная же «Оттава ситизен» вышла на следующий день с карикатурой, изображающей богиню правосудия Фемиду с весами и мечом в руках, но с подбитым глазом и пластырем на щеке.
М.Стулова
Прочитал? Теперь ответь на вопросы к тексту не подглядывая:
1. Название статьи? Ее подзаголовок?
2. Фамилия автора?
3. Источник, в котором напечатана статья, его выходные данные?
4. Основная мысль статьи?
5. Сколько лет назад женщины Канады получили равноправие?
6. Какой процент женщин становится объектом рукоприкладства? Как они спасаются от мужей?
7. Какой процент от зарплаты мужчин составляет зарплата женщин?
8. Почему судебный процесс над К.Инвудом получил общественный резонанс?
9. Как зовут ребенка в этой семье?
10. Почему статья называется «Фемида с синяком”?
Теперь можно рассчитать коэффициент усвоения информации:
K = S\n
S – сумма баллов:
1,0 – правильный полностью ответ;
0,5 – не вполне правильный ответ,
0,5 – правильный ответ на каждую часть вопроса из двух частей,
0,0 – не правильный ответ,
n – число вопросов.
Если ты набрал больше 0,7 (70%), то это приемлемый результат.
Если нет, или ты все равно хочешь улучшить результат, ознакомься с интегральным алгоритмом чтения (на что нужно обращать внимание при чтении статьи в учебных или научных целях.
Интегральный алгоритм чтения
1. Наименование источника (Н) — название книги, журнала, газеты, учебника и т.д.
2. Фамилия автора (А).
3. Выходные данные (В) — место и год издания, название издательства, номер и год выпуска журнала, дата выхода газеты и т.п.
4. Основное содержание (0) — главные идеи и положения.
5. Фактографические данные (Ф) — факты, цифры, даты, личности, события.
6. Спорное, критическое (К) — материал, не совпадавший с вашими знаниями и убеждениями, оценки неверных взглядов и враждебных.
7. Новизна материала и возможность практического использования(П) — все новое, оригинальное, то, что можно применить в учебе и на практике.
Для лучшего запоминания его компонентов можно использовать рисунки:
Потренируйся запоминать информацию при помощи этого алгоритма, прочитай несколько научных или научно-популярных статей по любому из учебных предметов.
Посмотри, насколько улучшится усвоение информации через несколько тренировок.
Дифференциальный алгоритм чтения.
По этой схеме учились выделять главное твои родители, дедушки и бабушки на уроках истории и обществоведения.
Алгоритм был простой,
при этом заполнялась таблица:
Потренируйся на любом тексте, лучше, относящемся к учебному предмету и у тебя сформируется мышление не хуже, чем у советского студента )))
Но как выделять главное, если читаешь «по диагонали»?
Тебе помогут слова-ориентиры. Обращай на них внимание, и ты сразу увидишь главное в тексте.
Слова-ориентиры | Их значения |
---|---|
Потому Потому что Следовательно Причина в том |
Подчеркивают особо важные мысли |
Таким образом Итак Сделаем вывод Обобщим сказанное В итоге В результате |
Готовят к формулированию вывода |
Однако Но Хотя Напротив В то же время С другой стороны Одновременно |
Готовят к изменению хода мысли |
2. Прокачка навыков работы с текстом
Наверняка ты уже конспектировал лекции на занятиях в вузе.
Проверь, себя, что ты знаешь про конспект:
Особенности конспекта:
1. Конспекты конкретного человека относятся к одной-двум областям научного знания, а поэтому допускают элементы, специфичные для этих областей.
2. Конспект требует быстрой записи, поэтому способ ее должен обеспечивать скорость письма.
3. Конспект должен легко читаться и хорошо запоминаться, чему и должна способствовать форма записи.
4. Конспект — сугубо личная запись, а поэтому он допускает использование таких форм, которые понятны только автору.
5. Конспект не ориентирован на восстановление исходного текста, он является записью смысла текста.
А теперь маленькие хитрости.
На уровне отдельных слов.
Использование кванторов
Кванторы, это специальные обозначения в математической логике. Для целей конспектирования мы можем применять перевернутые или развернутые буквы часто встречающихся слов. В любой науке часто используются
Сокращения слов-ориентиров
Помните, мы говорили о словах ориентирах? Можно заранее придумать сокращения и кодировку для них!!!
Использование контекста
Исключать слова, понятные по контексту, чаще всего это «группа подлежащего»
Если тема лекции — болтовое соединение, то из фразы «болтовые соединения применяются для …», «достоинствами болтовых соединений являются …» легко выбрасывается подлежащее, а текст легко восстанавливается.
Можно из фраз удалить части словосочетаний, которые дублируют другие части. Если в лекции сравниваются крыло самолета и ротор (винт) вертолета, то можно записать «крыло» и «ротор» — из контекста ясно, к какому из летательных аппаратов эго относится.
Текст поддается сокращению за счет использования макроконтекста, объем которого зависит от знания истории, образования и специальности, происхождения и т.д. Все, известное вам в рамках макроконтекста, можно вообще не записывать: не обязательно упоминать о непрерывности функции, если говорится о непрерывности ее первой производной.
Нужно учитывать, что при сокращении записи за счет контекста, следует хорошо понимать смысл лекции, а сама запись ее будет служить только самому автору.
Работа с цветом
Цвет — ваш помощник
Первый прием — рубрикация — известен со времени переписывания книг, когда глава начищалась с красной строки. Поэтому начало разделов, пунктов и подпунктов можно выделять красной строкой, а цветом выделять заголовки разных уровней, отчеркивать концы пунктов и подпунктов. Цветные заголовки существенно облегчают поиск нужного материала, способствуют запоминанию.
Для рубрикации лучше всего разработать собственную систему: размеры, цвет, расположение заголовков на всех уровнях, определить, когда заголовки выступают из-за текста в какую-либо сторону. Эту систему (размер, цвет, расположение) лучше вначале сделать как образец на листке бумаги, положить его перед собой на лекции, в библиотеке и обращаться к нему по необходимости. Листок этот понадобится не более как в течение недели. За это время вы без усилий запомните свою систему и дальше сможете работать по памяти, но более производительно.
Второй прием — концентрация внимания при помощи цвета. Так, в курсах программирования при определении понятия имени переменной приводятся примеры правильных и неправильных имен:
Неправильные: имена перечеркнуты цветными линиями. Таким образом, цвет в записи может применяться для выделения того нового, что рассматривается на лекции по сравнению с известным, для фиксирования типичных ошибок. Для разных целей используются и разные цветные обозначения.
Третий прием — работа цвета по важности. Он состоит в том, что разным цветом наделяются части записи, которые имеют разную значимость. Так, при конспектировании математических текстов красным можно записывать формулировки теорем, зеленым — определения, синим или черным — прочий текст. Тогда красные и зеленые записи при чтении будут обозначать скелет курса, что позволит сконцентрировать на нем внимание, позволит легче увидеть цели, решаемые в каждом разделе, связь между разделами и между отдельными понятиями и теоремами. А такое чтение — важный и действенный прием работы при подготовке к экзаменам.
Студенты при подготовке часто читают весь конспект от начала до конца. Поэтому на экзамене хорошо знающий доказательство студент теряется перед вопросом: «Для чего нужна эта теорема? Где можно ею воспользоваться?» Конечно, сама цветная запись не позволяет ответить на такие вопросы, но она позволяет правильно прочитать конспект, лучше уяснить связь и практическое значение наиболее важных положений, лучше их запомнить.
Четвертый прием — работа с цветом по соответствию. При этом одним цветом записываются как-то связанные между собой части текста. Чаще всего этот прием применяется:
— при описании сложных конструкций, состоящих из нескольких частей;
— при записи последовательных изменений чего-либо;
— при описании вариантов какого-либо объекта или решения.
Не стоит злоупотреблять цветными записями. Достаточно 3-4 цветов, для чего лучше использовать авторучку, где можно легко найти нужный цвет. На крайний случай можно писать и 3-4 ручками с разными цветными стержнями.