Архив 2016


Саморегуляция агрессивного поведения:
психологическое сопровождение педагогов: учебно-методическое пособие /
Т. Н. Банщикова, К. В. Литвинова, В. А. Соломонов, Е. А. Фомина. –
Невинномысск.: НГГТИ, 2015. – 214 с.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ№ 14-06-00882.
«Роль осознанной саморегуляции
в управлении агрессией в профессиональной педагогической деятельности:
дифференциальный и кросскультурный аспекты»

В 2014 г. Научно-образовательный центр психологического сопровождения Института образования и социальных наук СКФУ выиграл грант РГНФ «Роль осознанной саморегуляции в управлении агрессией в профессиональной педагогической деятельности: дифференциальный и кросскультурный аспекты», проект № 14-06-0082. Исследование направлено на решение фундаментальной психологической проблемы – комплексное изучение роли осознанной саморегуляции в управлении агрессией. Проект предполагает разработку новых научных концепций осознанной саморегуляции как психологического ресурса управления агрессией. В свою очередь комплексное изучение особенностей осознанной саморегуляции предполагает исследование влияния психологических, индивидуально-типологических, кросскультурных особенностей саморегуляции, в зависимости от которых агрессия принимает те или иные формы своего проявления.

По итогам первого года выполнения проекта обоснованы теоретико-методологические подходы к анализу проблемы агрессии, что позволило выделить основные направления ее изучения в отечественной и зарубежной науке, разработать категориальный аппарат исследования проблемы, раскрыть содержательные характеристики агрессии, уточняющие и дополняющие научные представления о ней, рассмотреть природу агрессии, факторы и условия ее активизации. Обобщение теоретических подходов к системному анализу психической саморегуляции как универсального и специального ресурса достижения целей и показало релевантность регуляторного подхода к решению проблемы контроля и управления агрессией, что до настоящего времени остается малоизученным. Результаты теоретического анализа представлены в статьях «Осознанная саморегуляция – психологический ресурс управления агрессией» (Банщикова Т. Н.), «Роль осознанной саморегуляции в контроле агрессивности у педагогов» (Моросанова В. И., Банщикова Т. Н.) и др.

Обоснованы методические подходы к изучению агрессивных проявлений у педагогов и сформированности осознанной саморегуляции, что позволило определить комплекс методов и методик эмпирического исследования. Результаты обоснования адекватности и надежности методов исследования, а также описание разработанной психобиографической анкеты представлены в статье «Изучение осознанной саморегуляции в управлении агрессией в ее дифференциальных и кросскультурных проявлениях: методы и методики» (Фомина Е. А.).

На основе разработанного плана с целью выявления особенностей проявления агрессии у представителей педагогической профессии, принадлежащих к различным этнокультурным группам на контингенте педагогов республик СКФО (Северная Осетия − Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкессия республика), Краснодарского и Ставропольского краев (всего 293 респондента), был проведен пилотажный этап эмпирического исследования. Это позволило собрать данные об индивидуально-типологических особенностях осознанной саморегуляции, внешних и внутренних факторах агрессивных проявлений и установить, что: агрессивные проявления опосредованы сформированностью отдельных компонентов системы осознанной саморегуляции. У педагогов уровень сформированности системы осознанной саморегуляции положительно связан с уровнем субъективного контроля, осознанностью в планировании и программировании своего поведения, контролем и сдерживании внешних форм агрессивных проявлений и внутренних побуждений. Установлены различия форм агрессивных проявлений у педагогов, работающих с разными категориями детей и обучающихся. Результаты пилотажного исследования представлены в статьях «Роль осознанной саморегуляции в контроле агрессивности у педагогов» (Моросанова В. И., Банщикова Т. Н.); «Взаимосвязь выраженности компонентов жизненных ценностей с уровнем развития осознанной саморегуляции у педагогов: кросскультурные особенности» (Соломонов В. А.)

По итогам 2 года выполнения проекта, с целью повышения вариабельности выборки, дифференциации региональной и этнической природы особенностей саморегуляции и агрессивного поведения была увеличена выборка эмпирического исследования за счет сбора данных респондентов из других регионов (Подмосковье); разработана типология педагогов на основе взаимосвязи осознанной саморегуляции и агрессивных проявлений; проведен факторный анализ данных, характеризующих регуляторные характеристики субъекта и индивидуальные особенности его агрессивных проявлений. На основе факторных весов, закрепленных за испытуемыми проведен кластерный анализ, выявлены кластеры испытуемых, сходные по структуре взаимосвязи агрессивных проявлений и особенностей саморегуляции. На основе полученных данных разработана типология педагогов в зависимости от особенностей саморегуляции и проявлений агрессии. Проанализирована полученная типология путем соотнесения с принадлежностью к той или иной культурной общности. Обобщены и описаны полученные данные, выявлено место кросс-культурных факторов в особенностях осознанной регуляции и управления агрессивными проявлениями. Разработаны методические рекомендации для психологов системы образования по психологическому сопровождению личностно-профессионального развития педагогов с целью профилактики деструктивных форм проявления агрессии, развития саморегуляции.

По результатам выполнения проекта подготовлены следующие публикации:

Банщикова, Т. Н. К вопросу об актуальности проблемы психологического сопровождения педагогов склонных к агрессивным проявлениям [Текст] / Т. Н. Банщикова // Развитие образования в открытом социокультурном пространстве: сборник научных трудов / Под ред. В. К. Шаповалова, И. Ф. Игропуло. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – С. 81 – 89. Банщикова, Т. Н. Кросскультурные особенности саморегуляции агрессивного поведения [Текст] / Т. Н. Банщикова, В. И. Моросанова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете : юбилейная конференция : [сборник материалов] : в 5 т. Том 1 / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. – М.: Когито-Центр, 2015. – С. 401 – 404.

Банщикова, Т. Н. Личностные и регуляторные особенности педагогов с высоким и низким уровнем агрессивных проявлений [Текст] / Т. Н. Банщикова // Социально-гуманитарные и психологические науки: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией Е. В. Королюк. – Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. – С. 7 – 10.

Банщикова, Т. Н. Типы педагогов в фокусе психологического сопровождения саморегуляции агрессивности [Текст] / Т. Н. Банщикова // Наука для образования. Коллективная монография / Сост. и науч. ред. Н. Ю. Синягина, Е. Г. Артамонова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – С. 185 – 192.

Банщикова, Т. Н. Специфика взаимосвязи осознанной саморегуляции с формами агрессивных проявлений в группах испытуемых из разных регионов юга России [Эл. ресурс] / Т. Н. Банщикова, М. Л. Соколовский, В. А. Соломонов, Е. А. Фомина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2 // URL: http://www.science-education.ru/131-23845

Банщикова, Т. Н. Кросскультурные особенности агрессивных проявлений в ситуациях неопределенности [Текст] / Т. Н. Банщикова // «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России»: материалы IV Международной научно-практической конференции (08 – 10 октября 2015 г.) // Ч. III: Симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности / Под общей редакцией Т. Н. Банщиковой, В. И. Моросановой, Е. А. Фоминой. – Кисловодск – Москва : ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА». – 272 с. – С. 24 – 29.

Банщикова, Т. Н. IV международная научно-практическая конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» [Текст] / Т. Н. Банщикова, В. И. Моросанова, Е. А. Фомина // Вопросы психологии. – 2015. – № 6.

Banshchikova, Т. Attitudes and tolerance in the structure of individual readiness for intercultural interaction [Эл. ресурс] / Tatyana Banshchikova, Vladimir Solomonov, Elena Fomina // Worldwide trends in the development of education and academic research, Sofia, Bulgaria, 15 – 18 June, 2015 // Procedia-Social and Behavioral Sciences 214 (2015) 916 – 924 // URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281506108X

Банщикова, Т. Н. Саморегуляция агрессивного поведения: психологическое сопровождение педагогов: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Н. Банщикова, К. В. Литвинова, В. А. Соломонов, Е. А. Фомина. – Невинномысск.: НГГТИ, 2015. – 215 с.

Банщикова, Т. Н. Саморегуляция профессиональной деятельности в ситуации неопределенности: кросскультурный аспект [Текст] / Т. Н. Банщикова, В. А. Соломонов, Е. А. Фомина // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 22. − 2015. − № 8 (171). – С. 32 – 35. Банщикова, Т. Н. Региональная специфика индивидуально-типологических особенностей взаимосвязи саморегуляции и агрессии у педагогов [Текст] / Т. Н. Банщикова, В. И. Моросанова // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – №1 (51).

Соломонов, В. А. Предпосылки к созданию благоприятного социально-психологического климата в полиэтнических организациях [Текст] / В. А. Соломонов // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». – 2014. – № 24 (151). – С. 118 – 121.
Соломонов, В. А. Взаимосвязь жизненных ценностей и компонентов осознанной саморегуляции у педагогов: кросскультурные особенности [Текст] / В. А. Соломонов, О. В. Бондаренко, Е. Т. Булгакова, О. В. Татаренко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – № 6 (45). – С. 234 – 239.

Соломонов, В. А. Взаимосвязь выраженности жизненных ценностей и компонентов осознанной саморегуляции у педагогов: кросскультурные особенности [Текст] / В. А. Соломонов // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – С. 47 – 51.

Соломонов, В. А. Особенности осознанной саморегуляции агрессивных проявлений у представителей педагогический профессий: факторный анализ [Текст] / В. А. Соломонов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 3 (48). – С. 113 – 117.

Соломонов, В. А. Особенности создания благоприятного психологического климата в организации на Северном Кавказе [Текст] / В. А. Соломонов // Социально-гуманитарные и психологические науки: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией Е. В. Королюк. – Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2015. – С. 24 – 271.

Соломонов, В. А. Обобщающие психологические характеристики педагогов, проживающих в различных регионах юга России: факторный анализ [Текст] / В. А. Соломонов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016 – № 1 (51).

Фомина Е. А. Формирование этнокультурной компетентности у студентов вузов в поликультурном регионе [Текст] / Е.А. Фомина // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 18. – 2014. – № 16 (143). – С. 154 – 157.

Фомина Е. А. Изучение осознанной саморегуляции в управлении агрессией в ее дифференциальных и кросскультурных проявлениях: методы и методики [Текст] / Е. А. Фомина // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – С. 52 – 56.
Фомина Е. А. Факторный анализ индивидуальных и кросскультурных особенностей саморегуляции педагогов [Текст] / Е. А. Фомина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – №3 (48). – С. 217 – 222.

Фомина Е. А. Кросскультурный контекст межличностных взаимодействий в педагогической среде [Текст] / Е. А. Фомина // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Материалы IV Международной научно-практической конференции (08 – 10 октября 2015 г.) / Ч. III: Симпозиум «Личностные трансформации субъекта труда в условиях относительной неопределенности / Под общей редакцией Т. Н. Банщиковой, В. И. Моросановой, Е. А. Фоминой. –Кисловодск – Москва : Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2015. – С. 241 – 245.

с 1 по 22 ноября 2016 г.
Курсы повышения квалификации кураторов
«Психологическое сопровождение студентов в учебном процессе»

29 июля 2016 года
Тренинг командообразования
«Город солнца»